Городской фестиваль фантастики Роскон 2016. Впечатления

Настало время подвести для себя итоги Роскона 2016, понять, насколько этот фестиваль интересен для начинающих авторов, расставить все точки над i, и подумать, что можно было бы посоветовать организаторам.

NB Самое главное, что хотелось бы сказать о Росконе — здорово, что он есть. На сегодня это самый большой литературный конвент в России Любой проект не идеален, есть множество моментов, к которым можно придраться, огромный простор для улучшения, но самое главное — он есть, и он развивается в лучшую сторону.

Начнём с истории. Не смотря на то, что Роскон проводится с 2001 года, широкой публике он доступен только третий раз. Очень радует, что писатели и издательства повернулись лицом к читателям и начали выстраивать прямой диалог. Это крайне необходимо. Для начинающих авторов, более полезными могут оказаться загородные семинары, лекции и практикумы, проводимые на Загородном Росконе, который проходит до Городского в подмосковном пансионате. Печально, что для большей части писателей любой конвент всё ещё остаётся тусовкой соратников и товарищей, а не способом собственного продвижения.

Отдельное внимание мы хотели бы уделить Дмитрию Русу, который, кажется, был везде одновременно. Ни один день и ни одна сцена не обходились без его участия. Так же активны, но менее заметны были Олег Дивов, Вадим Панов и Роман Злотников.

(слева направо) Дмитрий Малкин, главный редактор отдела фантастики издательства ЭКСМО, Сергей Лукьяненко, писатель-фантаст
(слева направо) Дмитрий Малкин, главный редактор отдела фантастики издательства ЭКСМО, Сергей Лукьяненко, писатель-фантаст

В зале можно было легко встретиться с Сергеем Лукьяненко, Ником Перумовым, Дмитрием Глуховским, Василием Головачёвым, Генри Лайона Олди в двух ипостасях, и многими другими известными авторами. Возможность на месте купить книгу и тут же подписать её у автора омрачалось только небольшим запасом книг, которые иногда заканчивались, и невозможностью оплатить покупку карточкой, что выглядело очень странно.

 

Косплей. Первое, что вспомнит любой участник Роскона — шикарные косплееры, интереснейшие костюмы, селфи с любимыми героями книг, игр и фильмов. Пожалуй, косплей спас весь фестиваль, завернув его в красивую обёртку, дав возможность получить эстетическое удовольствие, прикоснуться к удивительному миру. Если бы в рамках фестиваля не было бы косплея, то, честно говоря, непонятно, чем бы он запомнился. С другой стороны, очень много костюмов уже мелькали на других конвентах, на том же ComicCon’е. Хотя была и своя уникальная составляющая реконструкторов и выживальщиков различных видов.

DSCF1963

Стенды. Оформление тематических зон, магазинов и активностей очень порадовало. Очень атмосферно и с любовью. Сразу было видно, что оформлением занимались фанаты своего дела. Были и странные активности, не особо вписывающиеся в общую концепцию, хотя это не мешало им быть востребованными посетителями.

DSCF1927

Дискуссионный клуб. Само помещение клуба было очень небольшим, но всё же более-менее изолированным от звука главной сцены, что радовало. А не радовало то, что найти этот клуб человеку, который был слабо замотивирован, было крайне сложно. Всего одна вывеска под лестницей, над закрытой дверью. Зато сами обсуждения были очень годными. Мы, конечно же, не прошли мимо и, совместно с Росконом, провели классический уже для нас практикум «Первая страница» с Игорем Минаковым, Дмитрием Русом и Вячеславом Бакулиным. Как тонко заметила одна наша постоянная читательница «хороший, плохой, злой». Время пролетело очень быстро, а ведущие отлично дополняли друг друга, комментируя с различных точек зрения.

DSCF1965

Нам кажется, что именно форматы дискуссионных клубов нужно развивать в рамках Роскона для лучшего понимания читателями целей и ценностей писателей. Или, по крайней мере, устраивать автограф-сессии в местах, где читатели могут задать вопрос, а писатели на них ответить.

Минусы площадки. Площадка была подобрана не очень удачная. Не смотря на то, что места для всех было достаточно, активностей и стендов хватало. А вот пообщаться в залах Space Moscow было решительно невозможно из-за плохо настроенного и очень громкого звука. Если бы это касалось только главной сцены — это была бы только часть беды, но все три этажа фестиваля по сути составляли единое пространство со сценой и звук был одинаково давящим на всех уровнях.

Второй минус площадки — свет. Точнее его отсутствие в первый день. Спасибо организаторам, что пытались исправить ошибки на лету и во второй день света стало значительно больше.

DSCF1911

Третий минус: практически полное отсутствие навигации, а узнать что где проходит можно было только из прямых включений из зала на большой экран. И, кстати сказать, идея внутренних прямых включений была очень интересной и хорошо исполненной. Тут опять отдельный плюс организаторам.

Но все эти минусы легко исправляются, а сам фестиваль явно растёт и развивается, поэтому можно пожелать только более грамотно подойти к выбору площадки и системе навигации.

В целом же, нельзя не признать, что Роскон на сегодня — главное литературное событие года. Очень здорово, что такой формат работы с аудиторией появился и активно развивается. Очень жаль, что существует он только в фантастике.

И последнее замечание, услышанное в зале. Кто-то из редакторов спросил Майкла Суэнвика: «Как вам Роскон?», на что Майкл после раздумий ответил: «Хорошо. Но очень коммерциализировано.»