От прогрессорства к попаданцам — что изменило отечественную фантастику

Последние 10 лет в отечественной фантастике почти не встречается космическая тематика, хотя во второй половине ХХ века ее было в избытке. Почему так случилось, и как мечты о космической экспансии сменились стремлением изменить прошлое?

Русская фантастика — это большое культурное явление ХХ века: Толстой, Ефремов, Беляев внесли значительный вклад даже не в отечественную, а в мировую фантастику. Бесконечная вера в прогресс, дополненная яркими характерами и интересными сюжетами, подогревала стремление человека к освоению космоса, покорению новых планет, помощи отстающим мирам.

Если в более ранней советской фантастике прогрессорство воспринималось как очевидное благо, Стругацкие показывают обратную сторону этого процесса и личностные переживания человека, несущего новое отсталым обществам. Конфликт личных эмоций и долга у графа Руматы, тяжкие последствия беспечного стремления Максима Камеррера в «Обитаемом острове» творить добро, даже теория о короткой стоянке инопланетян на Земле, породивших «зоны» в «Пикнике на обочине» — все это примеры негативных последствий вмешательства более развитых цивилизаций в дела отстающих.

Впрочем, так или иначе, одной из основных тем фантастики ХХ века был прогресс человечества и экспансия. Даже фантасты конца века — Головачев, Лукьяненко, Злотников, начинали свою карьеру с космической фантастики, а цикл Романа Злотникова и Сергея Мусанифа «Вселенная неудачников» и вовсе про борьбу прогрессоров и регрессоров.

Однако, что мы видим в отечественной фантастике 10-х годов? Преимущественно попаданцы в прошлое или последствия апокалипсиса в том или ином виде. В лучшем случае уход в виртуальность или очередной космический боевик, где бластеры и инопланетяне всего лишь декорация. Что примечательно, большинство авторов, выросших в 90-е годы, не затрагивают тему космоса, и вовсе единицы говорят о каком-то прогрессе и развитии человечества. Сплошные попаданцы, постапокалипсис и ЛитРПГ…

Впрочем, речь не о том, что это плохо, или что авторы стали какие-то не такие. Речь именно про предпосылки и причины такого положения дел.

Одна из очевидных причин такого изменения в отношении к космосу — отсутствие эффективной пропаганды космоса. Если до 80-х годов каждый старт ракеты, полет человека в космос или запуск спутника был национальным событием, а участники этих событий — героями, сегодня это не так. К сожалению, если выйти на улицу и опросить 100 человек, вряд ли даже 10 назовут хотя бы одного из космонавтов, которые последние 20 лет летали на МКС. А между тем это почти 50 человек, каждый из которых является Героем России.

Во времена СССР пропаганда космоса была очень качественная и масштабная. Начиная от поддержки фантастики и заканчивая регулярными интервью с космонавтами, сотрудниками КБ, популярными передачами и статьями в газетах и журналах. Космонавты встречались со школьниками, выступали перед людьми, а агитплакаты рассказывали, как важно покорение космоса для будущего человечества.

Сегодня этого нет. Точнее так: сегодня нет просвещения о космосе и его важности в достаточном объеме. Да, есть редкие репортажи и даже интервью, но они тонут в море информации и не вызывают сильного интереса.

Стоит отметить, что одним из факторов являются завышенные ожидания. Человечество ожидало быстрой звездной экспансии, и когда американцы высадились на Луне, люди на Земле уже представляли, как через несколько лет полетят туда в туристическую поездку. Но экспансия не случилась, в том числе потому, что в реальности космонавты столкнулись с рядом проблем, которые не смогли предугадать фантасты прошлого и даже инженеры. Так, одним из главных препятствий для межпланетных перелетов является радиация, которая просто убьет космонавтов еще до того, как они долетят до какой-то относительно отдаленной планеты.

Нет, от экспансии на самом деле не отказались, и марсоходы не просто так колесят по поверхности красной планеты. Но экспансия, очевидно, откладывается и затягивается. И «обманутые надежды» приводят к падению интереса к предмету.

Еще один фактор — глупость. К сожалению, человечество пока не доросло до космоса, ведь корпорациям интереснее заниматься разработкой нового смартфона или спекуляциями на рынке акций, чем вкладывать деньги в фундаментальную науку и в космос. В первых примерах деньги будут сразу, а в случае с космосом непонятно когда и вообще не факт, что будут.

Также у издательств есть экономический аспект, и они не могут выпускать литературу, которую не покупают. Зачем тратиться на космическую фантастику, которую купит 1000 человек, если можно потратить те же деньги на приключения молодой вампирши и ее возлюбленного мага, которую купят 20 000 человек?

И еще раз, речь не про то, что какой-то жанр лучше, и не про то, что издательства должны действовать себе в убыток, или надо заставлять читать научную фантастику. Нет. Речь пока лишь про факторы, из-за которых космическая фантастика в России оказалась там, где она оказалась.

Тем временем, научная фантастика — это жанр, который на протяжении полутора столетий являлся двигателем научного прогресса. Книги Жюля Верна и Герберта Уэллса будоражили умы ученых, которые старались воплотить в жизнь диковинные механизмы из книг. Молодые писатели интересовались научным прогрессом, и вдохновлялись новыми открытиями для написания новой научной фантастики!

К примеру, один из самых читаемых авторов первой половины ХХ века Рон Хаббард был инженером по образованию, и даже посещал курсы ядерной физики. Изученное так впечатлило его, что вдохновило на создание одного из первых крупных романов про последствия ядерной войны — «Последнее затемнение» (Final Blackout). Этот роман, в свою очередь, оказал сильное влияние на писателей после Второй Мировой Войны, включая Роберта Хайнлайна, который до конца жизни называл его «образцом научной фантастики». И в 50-х годах на одном из съездов фантастов, среди которых было много воевавших ветеранов, решили, что в книгах нужно сосредоточиться на завоевании космоса, чтобы отвлечь человечество от войны на Земле. И про что была основная масса фантастики с 50-х по конец 70-х? Точно, про космос.

И что же делать? На мой взгляд, все же главный фактор, которого не хватает — диалог между писателями и издателями с одной стороны, и космонавтами и инженерами с другой. Нет того взаимного обмена идеями, которые бы мотивировали на творчество обе стороны. А ведь сегодня это намного проще организовать, чем в 70-е годы ХХ века. Даже в условиях пандемии можно проводить видео конференции, обмениваться письмами или общаться в общих чатах.

Это легко сделать, и это стоит сделать. Возможно именно с такой мелочи, как совместный чат, начнется возрождение отечественной космической фантастики. А там как знать, возможно, и космос получит очередной скачок в развитии!